Граффити — это художественная композиция, рисунок, либо просто надпись, незаконно нанесенная на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящегося в поле зрения общественности. Это слово имеет греческие корни и переводится как рисование или царапанье на плоской поверхности, но относилось, главным образом, к древнеримским настенным надписям и рисункам, которые были обнаружены во времена Средневековой Античности. Современное граффити включает в себя множество стилей и имеет большой спектр цветовых оттенков. Его наносят на любую плоскую поверхность, используя специальные баллоны с краской и еще множество всяких приспособлений, необходимых для достижения нужного результата в процессе работы любого граффитчика (типа трубочек для смешивания красок и прочее).
До 70-х годов XX в. граффито воспринималось как исключительно словесная форма самовыражения. Специалистов волновало «Что и зачем пишут люди на стенах?» (название одного капитального “граффитоведческого” труда). Вопрос «как» ученые умы занимал мало по той простой причине, что сами граффитисты на «как» внимания практически не обращали. Но новые «пророки» нью-йоркских улиц были еще и художниками, они самовыражались не только словом, но и цветом, и линией тоже.
Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп культуры (отсюда, и обилие хип-хо-повских словечек в слэнге нынешних граффитистов). В “шопах”, торгующих хип-хоповской всячиной, можно заполучить граффити-сувенир, хотя исконное граффити, т.е. произведение — масштабное, индивидуальное и сотворенное не ради денег, а для души — там попадается куда реже растиражированного ширпотреба. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли, которые нередко «заимствовали» у зазевавшихся продавцов в магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход шло буквально все: от специальных составов для подкраски обуви до штемпельной краски. В качестве корпуса для «начинки» обычно использовался отслуживший свое баллончик из-под дезодоранта.
Какова же причина появления этих произведений? Возможно, в самовыражении людей, их создающих. Ведь многие из этих “шедевров” содержат в себе тонкий философский смысл и являются своеобразным проводником в мире человеческих отношений.
Граффити — это одно из самых уникальных урбанистических направлений в хип-хоп культуре. Как и многое другое, граффити зародилось в Америке. Началось все с написания своего имени (или имени своего любимого животного). Большинство уличных мастеров обозначали свое амплуа так: “писатель” или “шрифтовик”. Исторически это писательство развилось из так называемых «тэгов» — стилизованных “автографов”, или авторских логотипов, по нынешним меркам, довольно простеньких по форме и исполнению, так что сейчас всякий начинающий писатель именно в качестве “тэггера” постигает азы мастерства. Идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков стали поезда подземки. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поезда выходили оттуда «обновленными». Скоро граффити стало более мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагоне подземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города. В 1975 г. глазам удивленной публики предстало «полотно» размером в целый вагон, а год спустя был расписан целый состав. Особой любовью у граффитистов пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда, самыми же «неподходящими» считались бруклинские вагоны из гофрированной стали.
В это же время появляется такое направление, как “бомбежка”. “Бомбежка” — это незаконное нанесение изображений (надписей, рисунков) на стенки домов, вагонов метро, автотранспорта и так далее. В России первая бомбежка метро была произведена в 1997—1998 гг.
Банды New Yorka (NY) придумали помечать граффити свою территорию, предупреждая тем самым незадачливых прохожих о влияние группы. Так часть графитчиков начала работать на преступные группировки. Причем все старались отвоевать для себя лучших художников. Начинается эпоха Style Wars. Из-за того, что многие хорошие стены (широкие чистые поверхности, на виду у всех) уже заняты, происходит перераспределение, в итоге многие работы не живут более недели. Время шло и граффити принимало цивилизованные черты: появлялись один за другим такие шрифты как Bomb, FX, Wild Style. Идеология художников постепенно менялась — от быстрых налетов к более размеренному рисунку с филигранной техникой. Появляются первые легальные стены. Начинается коммерциализация граффити, благодаря чему многие художники покидают улицу и открывают свои галереи. В это время и снимается культовый фильм “Style Wars”. В середине 80-х годов XX в. мода на искусство проходит, и ряды графитчиков сильно редеют.
Вторая волна популярности берет свое начало с приходом 90-х годов. Большое количество графитчиков снова приходит на улицы, и все начинается заново, но уже на более высоком уровне мастерства.
Когда в Америке и Европе, после бурных “бомбежек”, граффити начало принимать цивилизованный оборот, в России оно только зарождалось. На сегодняшний день в России уже существует большое количество команд, хорошо освоивших искусство граффити (из них около 70 в Москве и Санкт-Петербурге). Существуют, конечно, и граффитчики-одиночки, но они, как правило, не выдерживают конкуренции среди мощных команд и со временем или воссоединяются в группы, или просто прекращают заниматься граффити.