Растаманы
Субкультура, возникшая на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красножелто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дрэды) — вот наиболее броские черты внешнего вида растаманов. Можно смело утверждать, что мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения XX в., увидевшего в эфиопском императоре Хайле Силассие своего рода мессию, собирателя “пребывающих в рассеянии” выходцев из Африки.
В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя — избавителя черной расы. 2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафэри Мэконен (или рас Тафари — отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство. С самого первого дня своего существования оно было призвано помочь африканским нациям обрести потерянный рай и восстановить справедливость на земле.
Джа — главный Бог растафарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский. В переведенном варианте Бог носит имя Яхве, в английском тексте — Джа.
Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке, а европейцы, мало того, что поработили «отцов мировой культуры», так еще и фальсифицировали историю, приписав себе все достижения черной расы. Африка — это рай на земле, где живут растафари, согласно воле великого Джа. Вавилон, с их точки зрения — ад, губительный город, юдоль греха и смерти. Растафари объявляют Вавилону войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, :) бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими людьми пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело назвать «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.
Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, вязаных балахонов и шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг (красный, желтый, зеленый), у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки (ударение на первом слоге). Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды — длинные локоны, скрученные в косицы. Цивилизованные граждане шарахались от таких причесок и окрестили их dread locks (ужасные локоны) или просто dreads.
Сейчас дреды делают все, у кого есть желание выделиться из толпы. Тем более, что найти дрейд-мейкеров сегодня можно во многих салонах-парикмахерских.
Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются поклонниками музыки «реггей».
Эта музыка, зародившись в 60-е годы на Ямайке, попала в Вест-Индию вместе с беглыми африканцами и оттуда уже распространилось на весь танцующий и поющий мир. Регги постепенно становится явлением поп-культуры: будучи близким по звучанию рок-музыке, этот стиль приобрел огромную популярность среди молодежи, превратил расту из народно-религиозного движения в модный музыкальный стиль. Отдаленной основой регги стали многочисленные африканские мотивы. В середине 50-х годов из их смешения возникли ска (уличный вариант самодеятельной поп-музыки), рок-стеди (прямой предшественник регги), сока (смесь калипсо и диско) и некоторые другие направления. Регги использует весьма ограниченное число тем при обилии песенных текстов. Любое нововведение принимается в штыки. Так, Боб Марли до сих пор порицается за введение «эстрадного инструмента» и «опошление духовной музыки». Ведь музыкант регги должен презирать эстраду, где развлекают и зарабатывают деньги, ибо он больше, чем музыкант, он — мессия, проповедник великих истин.